Сборка двигателя ваз 2109 - shiestko.ru

Сборка двигателя ваз 2109

Сборка двигателя автомобиля ВАЗ-2109

Снятие и разборка двигателя были рассмотрены в соответствующих статьях.

Снятие, ремонт и установку головки блока цилиндров мы рассмотрели в статье – «Как снять головку блока цилиндров ВАЗ-2109».

Установка шатунно-поршневой группы рассмотрена в статье – «Как заменить шатунно-поршневую группу ВАЗ-2109».

Рассмотрим сам порядок сборки двигателя:

Установите в постели коренных подшипников вкладыши.

При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в паз постели.

В первую, вторую, четвертую и пятую постели (считая от привода распределительного вала) устанавливайте вкладыши с канавками, а в третью – без канавки.

Смажьте вкладыши моторным маслом.

Смажьте шейки коленчатого вала моторным маслом и уложите вал в постели коренных подшипников.

При этом фланец крепления маховика должен располагаться со стороны четвертого цилиндра.

Вставьте в проточки постели третьего коренного подшипника два упорных полукольца.

Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели.

На упорных полукольцах со стороны проточек нанесен антифрикционный слой.

Этой стороной полукольца должны устанавливаться к щекам коленчатого вала

С передней стороны постели (со стороны привода распределительного вала) устанавливается сталеалюминиевое полукольцо (белого цвета), а с другой стороны — металлокерамическое (желтого цвета).

Вставьте вкладыши в крышки вкладыши без канавок. При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в паз крышки.

Смажьте вкладыш крышки моторным маслом.

Установите крышку на место в соответствии с меткой.

На крышках коренных подшипников нанесены метки в виде насечек: на первой одна, на второй две, на третей три, на четвертой четыре, на пятой две.

На второй крышке, кроме меток, есть два отверстия для крепления приемника масляного насоса.

Первой считается крышка со стороны привода распределительного вала.

Сборка бензинового двигателя ВАЗ 21083

Бензиновый мотор на «восьмерке»

Появление бензинового двигателя ВАЗ 21083 напрямую связано с низким качеством отечественных резинотехнических изделий. Дело в том, что в самом начале выпуска на машины семейства Лада Самара устанавливался мотор ВАЗ 2108, первый отечественный силовой агрегат, разработанный специально для поперечного размещения под капотом переднеприводного автомобиля.

Однако у двигателя ВАЗ 2108 имелась неприятная особенность, свойственная и иностранным моторам с ременным приводом ГРМ. При обрыве ремня ГРМ поршни мотора встречались с клапанами головки блока цилиндров, и последние обязательно гнулись, что приводило к дорогому ремонту двигателя ВАЗ 2108. На иномарках подобная поломка случалась крайне редко из-за высокой надежности ремней ГРМ. Однако на первых Самарах обрыв некачественного ремня был столь частым явлением, что пришлось в срочном порядке осуществить доработку мотора с помощью специалистов немецких автоконцернов. В результате появился новый двигатель, который стал прародителем целого семейства силовых агрегатов. Сборка двигателя ВАЗ 21083 не является сложной задачей, ее можно выполнить без помощи специалистов.

Установка коленвала на ВАЗ

Капремонт двигателя ВАЗ 21083 обычно состоит из разборки агрегата, дефектовки деталей, расточки коленвала и цилиндров и сборки мотора. Разборка движка — дело простое, дефектовка и расточка — тоже несложные процедуры. А вот собирать мотор необходимо крайне аккуратно, тщательно придерживаясь инструкции.

Начнем, пожалуй, с установки коленвала в блок цилиндров. Запомните: номера цилиндров и коренных подшипников считаются справа налево по ходу движения авто. То есть 1 цилиндр находится возле помпы и привода ГРМ, а 4 — возле сцепления и КПП.

  1. Переворачиваем блок вверх тормашками.
  2. Укладываем вкладыши коренных подшипников фиксирующими выступами в пазы постелей. В 3 постель (среднюю) кладем вкладыш без канавки, а в остальные 4 — с канавками.
  3. Мажем вкладыши моторным маслом.
  4. Смазываем шейки коленвала маслом и кладем его в постели, фланцем маховика к 4 цилиндру.
  5. Вставляем в проточки среднего коренного подшипника упорные полукольца. На каждое полукольцо с одной стороны нанесены 2 насечки. Этими сторонами и устанавливаем полукольца к щекам коленвала. Белое полукольцо ставим спереди (со стороны шкива), желтое — сзади (со стороны маховика).
  6. Поворачиваем полукольца таким образом, чтобы их кончики были заподлицо с торцами постели.
  7. Кладем в крышки коренных подшипников вкладыши без канавок, фиксирующими выступами в пазы, и смазываем их.
  8. Ставим крышки коренных подшипников на соответствующие им постели насечками в сторону крепления генератора. 1 крышка обозначена одной насечкой, 2 — двумя насечками и 2 дырочками, 3 — тремя, 4 — четырьмя, 5 — двумя.
  9. Прихватываем крышки болтами.
  10. Затягиваем болты крышек в такой последовательности — сначала болты 3 крышки, затем 2 и 4 и в конце болты 1 и 5 крышек.
  11. После этого вращаем вал, если он заедает, ищем причину и устраняем. Если не заедает, проверяем осевой зазор коленвала, если он больше 0,26 мм, заменяем полукольца более толстыми. Если зазор в норме, приступаем к установке сальников и масляного насоса.

Монтаж сальников и масляного насоса

Система смазки двигателя 21083 состоит из масляного насоса, маслоприемника, фильтра и каналов. После разборки движка все каналы необходимо промыть растворителем и продуть сжатым воздухом. Масляный насос следует устанавливать вместе с сальниками коленвала, а маслоприемник — после монтажа ШПГ и маховика.

Порядок монтажа сальников и насоса.

    1. С помощью толстой медной или латунной проставки и молотка загоняем задний сальник в держатель до конца.
    2. Литолом или другой консистентной смазкой приклеиваем прокладку на другую сторону держателя.
    3. Смазываем моторным маслом внутреннюю кромку заднего сальника и фланец коленчатого вала.
    4. Надеваем сальник в сборе с держателем на фланец, для этого осторожно заправляем внутреннюю кромку сальника на фланец при помощи острой и мягкой деревянной палки.

Замена сальника в масляном насосе

  1. После этого медленно двигаем держатель по фланцу до самого блока цилиндров, прихватываем его болтиками и выравниваем так, чтобы его край полностью совпадал с краем блока. Только после этого затягиваем все болтики окончательно.
  2. Так же как и задний, забиваем передний сальник коленвала в отверстие маслонасоса.
  3. Смазываем внутреннюю кромку сальника и шестеренки насоса маслом. Для равномерности смазки прокручиваем шестеренки пальцем.
  4. Литолом или любой другой консистенткой приклеиваем прокладку к маслонасосу.
  5. Поворачиваем ведущую шестеренку таким образом, чтобы выступы на ней совпадали со срезами на передней части коленвала.
  6. Надеваем маслонасос на вал, острой мягкой деревянной палкой заправляем кромку сальника на шейку коленвала.
  7. Так же как и держатель, сдвигаем маслонасос до самого блока, прихватываем болтиками, выравниваем края и затягиваем болтики окончательно.

Вернуться к оглавлению

Устанавливаем шатунно-поршневую группу

Шатунно-поршневую группу (ШПГ) необходимо устанавливать в сборе. Запрессовывать поршневой палец в головку шатуна без специальных инструментов не рекомендуется. Эту процедуру лучше доверить профессионалам.

Для установки ШПГ нужна стальная оправка в форме кольца. Высота кольца — 2-3 см, диаметр отверстия — чуть больше диаметра цилиндра. Монтировать поршни нужно таким образом, чтобы стрелка на их днище (части, примыкающей к клапанам) была повернута в сторону маслонасоса. Номер шатуна и поршня должен соответствовать номеру цилиндра. Перед установкой нужно развести замки маслосъемного и компрессионных колец под углом в 120 градусов.

  1. Переворачиваем блок.
  2. Протираем сухой тканью стенки цилиндров и шатунные шейки коленвала.
  3. Тщательно смазываем маслом стенки цилиндров, боковые поверхности поршней и внутреннюю часть оправки.
  4. Ставим оправку на цилиндр и вставляем через нее поршень в сборе с шатуном. Проталкиваем поршень в цилиндр с помощью круглой деревянной палки (ручки молотка).
  5. Кладем вкладыш в крышку шатуна, смазываем его маслом.
  6. Укладываем блок на бок и устанавливаем шатунную крышку таким образом, чтобы номер цилиндра на ней и на шатуне были на одной стороне. Прихватываем крышку гайками.
  7. Таким же образом монтируем остальные поршни в сборе с шатунами. После этого переворачиваем блок цилиндров вверх тормашками и затягиваем все 8 гаек, крепящих крышки шатунов.
Читать еще:  Как снять панель на ваз 2112

Если у вас нет оправки, ее можно вырезать самому из куска стальной толстостенной трубы.

Сборка маховика, маслоприемника и помпы

Важно установить маховик так, чтобы насечка на нем была расположена против крышки 4 шатуна, а зубчатый венец примыкал к сцеплению.

  1. Наносим тонкий слой автогерметика на болтики, крепящие коленвал.
  2. Надеваем маховик и его шайбу на вал и закручиваем болтики, крепящие его, до упора.

Все, маховик установлен. Монтируем маслоприемник и картер движка.

    1. Меняем кольцо-уплотнитель маслоприемника.
    2. Смазываем новое колечко маслом.
    3. Ставим маслоприемник на положенное место и прикручиваем болтом к маслонасосу.
    4. Прикручиваем деталь 2 болтиками ко второму коренному подшипнику.
    5. Затягиваем болты.

  1. Обрезаем лишние части прокладок держателя сальника и маслонасоса.
  2. Наносим на нижние кромки блока консистентку и приклеиваем прокладку картера.
  3. Аккуратно ставим картер на место, чтобы не сдвинуть прокладку.
  4. Прихватываем картер болтами по периметру.
  5. По очереди затягиваем все болтики.

Теперь можно передохнуть, поскольку сборка почти завершена. А после перерыва нужно вернуть на место помпу.

  1. Ставим прокладку на помпу и смазываем ее литолом или другой консистентной смазкой.
  2. Устанавливаем помпу маркировкой вверх и прикручиваем деталь к блоку 2 болтами.

Вот и все, блок цилиндров собран. После этого необходимо установить на него головку, сцепление, шкивы, крышки ГРМ, генератор и остальное навесное оборудование.

Выше размещены видео о демонтаже и сборке двигателя, которые следует изучить до проведения работ.

Разборка и сборка двигателя ваз 2109

ВАЗ 2109-08 двигатель полная разборка

Нapужный вид двигателя

1- карбюратор
2 — крышка клапанов
3 — головка блока цилиндров
4 — передняя крышка
5 — водяной насос
6 — генератор
7 — шкив коленчатого вала
8 — масляный насос
9 — сливная пробка
10 — масляный картер
11 — масляный фильтрующий элемент
12 — блок цилиндров
13 — маховик
14 — топливный насос
Предостережение

Непременно придерживайте маховик. Порядок Осуществления 1. Поставьте силовой агрегат на прочные опоры.
2. Открутите три гайки крепления стартера. 3. Демонтируйте стартер.

4. Открутите три болта и гайку крепления коробки передач к блоку цилиндров. 5. Аккуратно демонтируйте коробку передач. Следите за тем, чтобы шлицевой конец первичного вала не опирался на лепестки диафрагменной пружины.
6. Введите оправку в проем нажимного диска

Демонтировать сцепление можно и без оправки, но при этом стоит удерживать подчиненный диск – он может выпасть из кожуха сцепления.
Оправку можно изготовить по размерам первичного вала или применять взамен нее дряхлый первичный вал.

7. Открутите шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику, зафиксировав маховик отверткой. Для ограничения отвертки поставьте подходящий по диаметру болт. 8. Аккуратно демонтируйте кожух сцепления одновременно с ведомым диском. 9. Демонтируйте верхнюю крышку картера сцепления с установочных штифтов, проверните ее и извлеките из-за маховика
10. Открутите шесть болтов крепления маховика, зафиксировав его от прокручивания. Демонтируйте стопорную пластину, придерживая маховик.
11. Демонтируйте маховик с коленчатого вала.
12. Поставьте поршень первого цилиндра в в.м.т. такта сжатия. Для этого прокрутите коленчатый вал ключом за болт до совпадения метки на шкиве коленчатого вала с длинной меткой на передней крышке.

13. Демонтируйте наконечники проводов со свечей зажигания. 14. Отделите трубопровод от вакуум-корректора. 15. Открутите три гайки крепления распределителя зажигания. Демонтируйте кронштейн крепления высоковольтных проводов.

16. Демонтируйте распределитель зажигания. 17. Убавьте затяжку хомута и отделите трубопровод от топливного насоса. 18. Открутите две гайки крепления топливного насоса.

19. Аккуратно демонтируйте топливный насос, чтобы не портить прокладку. 20. Аккуратно демонтируйте теплоизоляционную проставку со штоком, не повредив регулировочные прокладки. 21. Открутите болт с внутренним шестигранником крепления корпуса привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов).

22. Демонтируйте основание привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов). 23. Открутите три болта крепления передней крышки. 24. Демонтируйте переднюю крышку.

25. Убавьте затяжку гаек крепления генератора. 26. Проверните генератор к блоку. 27. Демонтируйте ремень привода генератора.

28. Открутите болт крепления натяжной планки к блоку цилиндров. 29. Целиком открутите гайку крепления генератора. 30. Извлеките болт, придерживая генератор, и демонтируйте его с двигателя.

31. Открутите две колпачковые гайки крепления крышки клапанов. 32. Аккуратно демонтируйте крышку клапанов одновременно с уплотнительной прокладкой. 33. Убавьте болт крепления шкива распределительного вала, удерживая его от проворачивания, для чего уприте отвертку в шпильку крепления задней крышки.

1 – натяжной ролик
2 – шкив распределительного вала
3 – ремень привода распределительного вала
4 – шкив генератора
5 – ремень генератора
6 – шкив коленчатого вала
7 – шкив водяного насоса

34. Убавьте гайку натяжного ролика. 35. Проверните натяжной ролик, ослабив натяжение ремня. 36. Демонтируйте ремень с шкива распределительного вала, натяжного ролика и шкива водяного насоса.

37. Открутите болт крепления шкива распределительного вала и извлеките его одновременно с шайбой. 38. Аккуратно, чтобы не портить сальник, спрессуйте с помощью съемника шкив распределительного вала и демонтируйте его. При отсутствии съемника, воспользуйтесь двумя отвертками. 39. Демонтируйте заднюю крышку.

40. Открутите четыре болта и гайку шпильки крепления задней крышки. 41. Открутите болт крепления шкива коленчатого вала, удерживая вал от проворачивания. 42. Демонтируйте шкив коленчатого вала, зубчатый шкив и ремень Грм.

Чтобы зафиксировать коленчатый вал от проворачивания, заверните 2 болта крепления маховика в отверстия фланца коленчатого вала и введите между ними внушительную отвертку или монтажную лопатку.

43. Открутите гайку крепления и отделите кронштейн от подводящей трубы водяного насоса. 44. Открутите десять болтов крепления головки блока особенным ключом под внутренний шестигранник. 45. Извлеките болты с шайбами.

Положение болтов крепления головки блока.

46. Демонтируйте головку блока цилиндров. 47. Демонтируйте уплотнительную прокладку головки блока цилиндров. 48. Открутите 2 болта крепления и демонтируйте подводящую трубу водяного насоса.
предупреждение к манипуляции 46

Не забивайте между головкой и блоком цилиндров отвертку или другие приспособления.
Чтобы оторвать головку от блока, введите отвертку под выпускной коллектор. Применяя ее как рычаг, приподнимите головку.

49. Извлеките водяной насос, подцепив его отверткой. 50. Переверните силовой агрегат масляным картером вверх и открутите шестнадцать болтов крепления масляного картера. 51. Демонтируйте масляный картер и уплотнительную прокладку.

Для демонтажа масляного фильтра воспользуйтесь особенным ключом. Если ключа нет, а фильтрующий элемент не получается отвернуть руками, пробейте его основание отверткой и открутите фильтр, пользуясь отверткой как рычагом.

52. Открутите масляный фильтрующий элемент. Открутите 2 болта крепления приемника масляного насоса к крышке опоры коленчатого вала и болт крепления к масляному насосу. 53. Извлеките трубку приемника из масляного насоса и демонтируйте приемник. 54. Открутите шесть болтов крепления масляного насоса.

Читать еще:  Замена термостата лада калина

55. Демонтируйте масляный насос, сдвинув его с носка коленчатого вала. 56. Открутите шесть болтов крепления держателя заднего сальника. 57. Аккуратно демонтируйте держатель, отжав его отверткой от блока.

58. Открутите гайки крепления крышки шатуна. 59. Демонтируйте крышку шатуна и вкладыш. Если снятие крышки затруднен, сбейте ее несильными ударами молотка. 60. Протолкните шатун с поршнем внутрь цилиндра так, чтобы шатун не касался его стенок. Иначе можно портить зеркало цилиндра.

Положение гаек крепления шатунов (стрелки белоcнежного цвета) и болтов крепления крышек коренных подшипников (стрелки красного цвета).

61. Аккуратно извлеките поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем из блока, стараясь не портить зеркало цилиндра. Таким же образом извлеките остальные поршни. Если вкладыши остались на валу, демонтируйте их. 62. Открутите болты крепления крышек коренных подшипников. 63. Демонтируйте крышки коренных подшипников и нижние вкладыши. Извлеките коленчатый вал из блока цилиндров.

64. Извлеките верхние вкладыши коренных подшипников из постелей блока цилиндров. Извлеките опорные полукольца из средней опоры.
При разборке двигателя рекомендуем заменить вкладыши

&nbsp Основные различия в разборке и сборке двигателя связаны с другой конструкцией системы подачи воздуха.
&nbsp 1. Отсоедините от дроссельного патрубка шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости, а также шланг вентиляции картера на холостом ходу. Снимите дроссельный патрубок с прокладкой, отвернув гайки его крепления к ресиверу.
&nbsp 2. Снимите трубки подвода и слива топлива, отсоединив их от рампы форсунок, регулятора давления и кронштейна на ресивере.
&nbsp 3. Снимите ресивер с прокладкой и кронштейном топливопроводов, отвернув гайку крепления кронштейна 6 (рис.1) к ресиверу и гайки крепления к впускной трубе.
&nbsp 4. Отсоедините от форсунки жгут проводов и снимите рампу 1 (рис.2) форсунок с регулятором 2 давления, отвернув два болта крепления к впускной трубе.
&nbsp 5. Отвернув гайки и болты крепления, снимите поддерживающий 1 (см. рис.1) и опорный 8 кронштейны, а затем впускную трубу с кронштейном б и экраном 7.
&nbsp 6. С левой стороны двигателя снимите модуль зажигания и датчик детонации.
&nbsp 7. С задней стороны двигателя снимите крышку с прокладкой, установленную вместо корпуса вспомогательных агрегатов.
&nbsp 8. Дальше разбирайте двигатель в обычном порядке.

Рис.1 Снятие ресивере и впускной трубы:
1 — поддерживающий кронштейн; 2 — впускная труба; 3 — прокладка ресивера; 4 — ресивер; 5 — кронштейн для наконечника троса привода акселератора; 6 — кронштейн; 7 — экран коллектора; 8 — опорный кронштейн

Примечание
&nbsp При снятии шатунно-поршневой группы не допускается выпрессовка болтов шатунов.

&nbsp 9. Соберите двигатель в порядке, обратном разборке. При установке поршней в цилиндры используйте разрезную регулируемую втулку 67.7854.9519.

&nbsp Диаметр цилиндров двигателя следующий:

&nbsp класс А. ..82.00-82.01
&nbsp класс В. 82.01-82.02
&nbsp класс С. 82.02-82.03
&nbsp класс D . 82.03-82.04
&nbsp класс Е . 82.04-82.05

&nbsp Как и у других двигателей ВАЗ, блоки цилиндров при ремонте необходимо растачивать и хонинговать под ремонтные поршни (увеличенные на 0,4 и 0,8 мм) с учетом обеспечения расчетного зазора 0,025-0,045 мм между поршнем и цилиндром.
&nbsp При промере цилиндров для установки индикатора на ноль используйте калибр 67.8125.9502.

&nbsp Поршни. Диаметр поршней различных классов, замеренный в плоскости, перпендикулярной оси пальца на расстоянии 55 мм от днища поршня, мм:
&nbsp класс А. 81,965-81,975
&nbsp класс В . 81,975-81,985
&nbsp класс C . 81,985-81,995
&nbsp класс D . 81,995-82,005
&nbsp класс Е. 82,005-82,015

&nbsp По диаметру отверстия под поршневой палец поршни сортируются на три класса через 0,004 мм, как и на других двигателях ВАЗ. Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня (рис.3). При изготовлении строго выдерживается масса поршней Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется.
&nbsp На днищах ремонтных поршней ставится маркировка в виде треугольника или квадрата. Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм, а квадрат — на 0,8 мм.
&nbsp Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.
&nbsp Поршневой палец плавающего типа, т.е. свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. Палец фиксируется в поршне двумя стальными стопорными кольцами.

Рис.2
Рис.2 Снятие топливной рампы с форсунками:
&nbsp 1 — рампа форсунок;
&nbsp 2 — регулятор дапления;
&nbsp 3 — вакуумный шланг;
&nbsp 4 — впускная труба;
&nbsp 5 — форсунка;
&nbsp 6 — защелка форсунки

Рис.3
Рис.3 Маркировка поршня и шатуна:
&nbsp 1 — стрелка для ориентирования поршня в цилиндре; 2 — ремонтный размер; 3 — класс поршня; 4 — класс отверстия для поршневого пальца; 5 — классы шатуна по массе и по отверстию верхней головки; 6 — номер цилиндра

Примечание
&nbsp На части выпускаемых автомобилей возможна установка шатунно-поршневой группы от двигателя мод. 21083, т.е. с пальцем, запрессованным в шатун.
&nbsp Шатун. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм (как и поршни). Номер 5-го класса клеймится на крышке шатуна.
&nbsp По массе верхней и нижней головок шатуны тоже подразделяются на классы, маркируемые либо буквой, либо краской на крышке шатуна. На двигатель должны быть установлены шатуны одного класса по массе. Шатунные болты запрессованы в шатун.

Предупреждение
&nbsp При разборке шатунно-поршневой группы не допускается выпрессовка болтов из шатунов.

Ремонт двигателя ВАЗ 2109: видео

На данном видео представлена пошаговая инструкция для автолюбителей по ремонту двигателя ВАЗ 2109. Автор видео в доступной форме описывает весь процесс сборки, заостряет внимание зрителей на важные моменты.

Начинается инструктаж с описания выполненных подготовительных работ и проверки их качества. В основном это касается расточки цилиндров, проточки коленвала и т.п. Качество выполнения этих работ играет решающую роль в качестве всего ремонта.

Далее автор видео пошагово показывает процесс сборки кривошипно-шатунного механизма: установку коленвала, подшипников и сальников коленвала. За ними следует сборка корзины сцепления, после чего частично собранный блок цилиндров устанавливают в автомобиль и крепят к коробке переключения передач и кузову.

После этого на видео демонстрируется порядок установки помпы, генератора, и процесс сборки поршневой системы. Прикручивается поддон картера и устанавливается головка блока цилиндров с газораспределительным механизмом. Особое внимание на видео уделяется порядку затягивания головки. Далее описываются операции по установку шестеренки ГРМ, установки и натяжки ремня ГРМ, установки распределителя зажигания, подсоединение проводов высокого напряжения, патрубков системы охлаждения.

Перед демонстрацией результатов работы, автор заливает рабочие жидкости: тосол, масло. Подключает оставшуюся электропроводку. Двигатель собран, пора проверять в работе. И после нескольких неудачных попыток слышен ровный рокот двигателя, что свидетельствует о правильной сборке. Несколько последних штрихов регулировки, и автомобиль можно сдавать в работу. После просмотра убеждаемся, что выполнить ремонт двигателя ВАЗ 2109 своими руками вполне возможно.

Сборка двигателя ваз 2109

Коренные вкладыши на двигателе не одинаковые, с канавками и сплошные. Устанавливают коренные вкладыши с канавками в блок, сплошные в крышки коренных подшипников. Не перепутайте! Так делается потому что на нижние вкладыши гораздо больше нагрузка, соответственно и площадь подшипника должна быть больше. Упорные полукольца иногда поставляются с вкладышами, два сталеалюминиевых. Если одно металлокерамическое (желтого цвета), то его устанавливают с задней стороны коленвала. Вообще лучше сзади ставить металлокерамическое, оно более нагруженное ( каждый раз при нажатии на педаль сцепления вы толкаете коленвал как раз на это кольцо). Осевой ход коленвала должен быть в пределах 0.06-0.26мм. В случае если не укладываются в этот зазор ставят ремонтные полукольца увеличенные на 0.127мм. Перед установкой вала необходимо смазать вкладыши маслом, лучше трансмиссионным. Трансмиссионное масло лучше защищает от задиров при первом пуске двигателя. Крышки коренных подшипников устанавливайте в соответствии с метками и так чтобы замки вкладышей оказались напротив друг друга. Затем необходимо затянуть динамометрическим ключом. Для сборки поршня с шатуном необходима специальная оправка, которая позволит быстро и правильно вставить поршневой палец. При сборке шатуна с поршнем шатун необходимо нагреть до 240° С. Нагреть можно с помощью пропановой или ацетиленовой горелки, только перегревать свыше 300 градусов ни в коем случае нельзя. Контролировать температуру можно например таким способом: положить кусочек припоя ПОС-60 (температура плавления 190), греть пока не расплавится, только пламя на припой не направлять. Как припой потечет погреть еще секунд 15-20 и можно вставлять палец (конечно поршневой). В новый поршень палец вставляется с небольшим сопротивлением, а собрать шатун с поршнем нужно очень быстро. Чтобы палец легче вставлялся можно поршень нагреть в горячей воде. Поршень с шатуном собирается таким образом, чтобы отверстие для выхода масла в шатуне было направлено вперед, т. е. отверстие и стрелка на поршне были направлены в одну сторону. При запрессовке поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки. Тогда палец после сборки займет правильное положение. Поршневые кольца применяются двух типов. Принципиальное различие у них в конструкции маслосъемного кольца. Используются либо с цельным коробчатым чугунным кольцом или наборное из двух тонких стальных дисков с расширителем. Коробчатое кольцо дает несколько больший расход масла, но при этом обеспечивает лучшую смазку за счет пропуска части масла вблизи ВМТ. Наборное маслосъемное кольцо из-за того, что диски не связаны между собой гораздо лучше приспосабливается к поверхности цилиндра и поэтому более полно снимает масло. В изношенный цилиндр лучше устанавливать наборные маслосъемные кольца. При установке коробчатого кольца необходимо следить чтобы стык расширителя находился в противоположной стороне от стыка кольца. Замки компрессионных колец разводят в разные стороны. Для установки поршней в цилиндр можно использовать самодельную оправку. Например такую:

Читать еще:  Мазда 6 замена ремня генератора

Плоскогубцами сжимаем края оправки и при этом плотно прижимая к поверхности блока, постукиваем ручкой молотка опуская предварительно смазанный поршень в цилиндр, ориентируя его так, чтобы стрелка на поршне указывала вперед. При этом может возникнуть одна сложность, если вы установили наборные маслосъемные кольца и при расточке токарь снял слишком большую фаску то тоненький диск маслосъемного кольца при выходе из оправки может упереться в эту фаску. Тогда не насилуйте поршень, лучше немного вытащить его и попробовать снова с ходу опустить легким ударом. При опускании поршня следите чтобы шатунные болты не уперлись в шатунную шейку и не поцарапали ее. Крышки шатунов устанавливают в соответствии с метками и замок к замку. При затяжке коренных и шатунных крышек проверяйте легкость вращения вала. Маховик может быть установлен в двух положениях, поэтому контролируйте установку по установочной метке которая должна быть напротив четвертой шатунной шейки коленвала. Или по меткам ВМТ, при совмещении метки ВМТ на шкиве ГРМ коленвала с меткой на масляном насосе, на маховике метка ВМТ должна быть направлена вверх. Пока снят маховик, желательно нанести немного белой краски вокруг метки ВМТ на маховике не закрашивая саму метку. Потом при установке зажигания черная полоска метки на белом фоне будет очень хорошо видна в свете стробоскопа. На болты маховика при установке необходимо нанести фиксатор резьбы, предварительно обезжирив их и отверстия в коленвалу. Масляный насос если разбирался то его перед сборкой обязательно нужно обильно смазать, сухой может масло и не закачать. Перед установкой сальников рабочую поверхность сальника также нужно смазать маслом. Держатель заднего сальника, масляный насос, помпу при установке помимо прокладок следует использовать герметик. Поддон даже если новый с новой прокладкой лучше ставить на герметик. Вообще герметик не следует применять только при установке прокладки головки блока и в карбюраторе. Перед установкой болты головки блока необходимо проверить, при многократном использовании могли вытянуться. Длина не должна быть больше чем 135,5 мм. Также болты заменяют при поврежденных шлицах. Если у вас ремонт ограничивается только снятием — установкой головки (без снятия и мойки блока) то обязательно нужно убедиться, что в отверстия блока не попало масло или тосол (при затяжке болтов блок может треснуть). Болты перед установкой окунают в масло и дают с полчаса ему стечь. Болты головки блока затягивают в определенной последовательности(см Приложения). Вообще существует правило при затяжке головки блока любого двигателя тянуть начинают от центра головки постепенно перемещаясь к краям. Затем устанавливают толкатели с шайбами, распредвал в предварительно смазанные постели, при этом ориентируя первые два кулачка вверх. Корпус распредвала также затягивают в определенной последовательности. Устанавливают шкив затем ремень ГРМ. При этом коленвал должен быть установлен по меткам таким образом, чтобы поршень первого цилиндра был в ВМТ. Надевают ремень на шкив ГРМ так, чтобы метка на шкиве была точно против изогнутой пластинки щитка, после натяжения ремня. Натяжение проверяют закручивая правую ветвь ремня по середине пальцами на 90° с усилием 1.5-2 кгс. Если ремень перетяните при работе двигателя будет слышен характерный гул, если не дотяните ремень будет сильно вибрировать в средней части особенно при перегазовке. Регулируют клапана. Для удобства на шкив распредвала наносят 4 метки к примеру краской. Первую на 2.5-3 зуба против часовой стрелки, считая от метки ВМТ, остальные по 90° от первой.

На фото показана головка в отверстии шкива, таким способом удобно фиксировать распредвал от проворачивания при затяжке или откручивании болта шкива. Если двигатель установлен на автомобиле, то удобно проворачивать коленвал проворачивая переднее правое колесо включив 5-ю передачу и поддомкратив автомобиль. Зазор в впускных клапанах 0.2±0.05 мм, выпускных 0.35±0.05 мм на холодном двигателе. Установив коленвал по меткам в положение ВМТ первого цилиндра устанавливают датчик-распределитель зажигания так чтобы выступ на корпусе вспомогательных агрегатов был против середины шкалы датчика-распределителя. После окончательной сборки заводим двигатель и после прогрева регулируем зажигание при номинальных оборотах холостого хода (750 — 800 мин). Угол опережения зажигания должен быть для двигателей 1.1 л: 6°±1°; 1.3л: 1°±1°; 1.5л: 4°±1°. При постоянной эксплуатации автомобиля на пропане следует увеличить угол опережения зажигания на 2 — 3°

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector